Геополитические противники Российской Федерации продолжают открывать для себя неожиданные последствия шагов, которые в теории должны были привести к краху её экономики. Закрытие западного рынка для российских углеводородов сделало перспективным рынок восточный. И в который раз напомнило, что географическое положение России, помимо множества проблем, даёт ей и очевидные преимущества. Одно из них – Северный морской путь (СМП). С точки зрения логистики он более удобный, чем маршрут через Суэцкий канал. Глобальное потепление делает его ещё более доступным. Хотя и без этого Россия, обладающая самым мощным в мире ледокольным флотом, способна с лёгкостью обслуживать СМП. Последние западные публикации предупреждают: в относительно близкой исторической перспективе Российская Арктика кардинально изменит старые схемы грузоперевозок между Азией и Европой.
«По сути, Северный морской путь – это ледовый Транссиб. Стоимость необходимой для перевозки каждого дополнительного миллиона тонн грузов инфраструктуры у них сопоставима. Мы, если можно сказать, обречены на СМП, потому что Транссиб при всех наших усилиях имеет предел. Мы его видим примерно на уровне 220 миллионов тонн», – заявил в рамках последнего Петербургского международного экономического форума экс-министр транспорта РФ, советник президента Игорь Левитин.
По итогам 2022 года объём перевозок по Северному морскому пути составил 34 млн тонн. Превысить показатель в 200 млн тонн Россия намерена к 2031 году. Год назад председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил соответствующую стратегию развития СМП. Это более 150 мероприятий и пять больших разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства, а также управление и развитие судоходства по Севморпути.
В январе этого года кабмин одобрил строительство двух новых ледоколов проекта 22220 для СМП.
Их стоимость составит почти 60 млрд рублей. Также будет построено головное многофункциональное судно атомно-технического обслуживания. Сдача ледоколов намечена на 2028 и 2030 годы, головного судна – на 2029 год. Водоизмещение каждого ледокола составит 33,5 тыс. тонн, мощность – 60 мегаватт. Официально сообщается, что они будут обеспечивать доставку углеводородов с месторождений Ямала, Гыданского полуострова и шельфа Карского моря именно на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Это не оптимизм. Это конкретные цифры от инвестиционных проектов, куда уже вложены деньги нашими компаниями. Даже если брать тысячу рублей с тонны, к 2031 году это денежный поток в 200 миллиардов рублей. Обычное инфраструктурное соглашение государственно-частного партнёрства длится 20–30 лет. То есть мы говорим о цифре в 4–6 триллионов рублей. Этого с запасом достаточно, чтобы реализовать все планы Северного морского пути. Сделать это с максимальным привлечением частных инвестиции, а не средств бюджета», – отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Инвесторы Северного морского пути – крупнейшие российские компании. Именно они обеспечат основной грузопоток – углеводороды, металлы, уголь. В числе таких предприятий ООО «Восток Ойл», ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК “Норильский Никель”», ООО «ГДК Баимская» и ООО «Северная звезда». Пальму первенства среди них, безусловно, держит «Восток Ойл» – проект, инспирированный «Роснефтью». Для отечественной нефтяной сферы это вторая Тюмень. Нефть Таймыра долгие годы была недоступна в силу объективных причин. В условиях Севера добывать её с использованием прежних технологий было просто нерентабельно. Сейчас же ситуация изменилась.
На Таймыре построят 15 промысловых городков, два новых аэродрома и морской порт. На Север будет проложен 800-километровый магистральный трубопровод. Проект потребует построить несколько тысяч километров электрических сетей и 2 тыс. мегаватт генерации. Примерное число будущих рабочих мест – около 100 тыс. Помимо этого, ожидается ежегодное увеличение ВВП страны на 2 процента. По расчётам РАН, дополнительный рост ВРП только Красноярского края в результате реализации проекта составит примерно 252 млрд рублей.
Общий эффект для экономики превысит 23 трлн рублей.
Представители НК «Роснефть» ещё до начала спецоперации заявляли, что «Восток Ойл» не столько экономический, сколько геополитический проект. Потребности человечества в углеводородах никуда не исчезнут. И когда шутки про страну-бензоколонку иссякнут, смеяться начнёт уже Россия.
«Поставлена задача сделать навигацию по СМП к 2030 году круглогодичной. 10 дней в любое время года должен занимать проход. Не менее 13 ледоколов должны работать, должны быть развиты цифровые сервисы, спутниковые данные», – говорит заместитель главы дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максим Кулинко.
Запад, разумеется, за этими планами внимательно следит. И уже давно, о чём свидетельствуют периодические заявления Соединённых Штатов о намерении противостоять претензиям России в Арктике. В том числе США планируют оспорить наши исключительные права на Северный морской путь. Ответом на это служат постоянные учения Северного флота РФ с демонстрацией его растущих возможностей, а также увеличение ледокольного флота, у которого на сегодняшний момент вообще нет конкурентов.
Американское интернет-издание Breitbart News констатирует: Запад сам подтолкнул Россию к ускоренному развитию Севморпути, и это приведёт к тому, что она будет доминировать в международной торговле. Японский журнал Nikkei Asia также считает, что СМП может стать катализатором «радикальных перемен в перевозке грузов между Европой и Азией». И, судя по некоторым признакам, процесс этот уже пошёл.
«Для индийских транспортных, логистических, судоходных компаний участие в этом процессе – объективная бизнес-необходимость, геостратегическая необходимость. Им нужно иметь запасной, альтернативный путь».
Алексей Чекунков
министр по развитию Дальнего Востока и Арктики
Ранее о том, что Северный морской путь следует связать с китайским проектом «Один пояс – один путь», говорил президент РФ Владимир Путин. По данным Главного управления СМП, с августа прошлого года ведомство выдало уже около тысячи разрешений на плавание в акватории Севморпути. Самым главным событием этого года стал, пожалуй, запуск регулярных контейнерных перевозок между Россией и КНР силами китайской компании NewNew Shipping Line. В этом году они продлятся до октября. Конечный порт – Санкт-Петербург. Представитель компании в России Кэ Цзинь заметил, что СМП является одним из стратегических приоритетов сотрудничества между РФ и Китаем. Китайские предприниматели уже оценили выгоды Арктики: для них путь до российской Северной столицы теперь занимает 25 дней. Это более чем в два раза быстрее, чем раньше, когда они шли через Суэцкий канал.
– В плане развития Северного морского пути заложено многое: развитие спутниковой связи, строительство ледоколов, обновление грузового флота, модернизация баз МЧС, создание вертолётных площадок, – рассказывает «Октагон.Сибирь» полномочный представитель президента РФ в ДФО, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Трутнев.
«Объём перевозок ежегодно растёт. Мы будем использовать Севморпуть в интересах Российской Федерации и тех стран, которые желают с нами сотрудничать. Экономические интересы России связаны с развитием этого транспортного коридора».
Юрий Трутнев
полномочный представитель президента РФ в ДФО, заместитель председателя Правительства РФ
– Недавно загрузка Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «Новатэк-Мурманск» в Мурманском узле обсуждалась на совещании под руководством главы государства. Проекты, реализующиеся для развития Северного морского пути, огромные. Объём затрат исчисляется триллионами рублей. Одно из главных условий – иметь возможность перевезти все грузы, которые производятся арктическими проектами, чтобы они были рентабельными. Такая работа ведётся. Все соглашения с компаниями подписаны, мы знаем, сколько они повезут. Все, от кого зависит развитие Северного морского пути, выполняют задачи, чтобы эти перевозки были безопасными, – заключает собеседник издания.