Уборочная кампания в регионах Сибирского федерального округа в этом году проходит в сложных погодных условиях. В аппарате полпреда президента в СФО признали: достичь прошлогоднего результата в 17 млн тонн зерна вряд ли удастся. Даже несмотря на увеличение общих посевных площадей по сравнению с 2021 годом. Дожди и ранние заморозки неизбежно скажутся не только на количестве, но и на качестве хлеба.
Конец лета в этом году снова подтвердил, что регион находится в зоне рискованного земледелия. Начало августа в Сибири, по сведениям метеорологов, было теплее обычного на два – пять градусов. Настолько, что местами жара доходила до 30 градусов. Более благоприятные условия для пшеницы сложно представить. Но радость оказалась преждевременной – к концу декады повсеместно похолодало и среднесуточная температура воздуха упала на два – шесть градусов ниже нормы. В отдельных южных районах Красноярского края, Иркутской области, местами в Туве и Хакасии наблюдались заморозки до минус трёх градусов. Под удар попали самые хлебные районы. Условия для дозревания ранних яровых зерновых культур резко ухудшились. И полной спелости они вовремя достигли лишь в отдельных западных районах Восточной Сибири.
В Красноярском крае до сих пор не все районы включились в уборочную кампанию. Ждут погоды аграрии Большеулуйского, Енисейского и Пировского районов. По последним данным, в регионе обмолотили урожай на 138 тыс. гектаров. Собрали 478 тыс. тонн зерна и зернобобовых. В прошлом году на этот момент было собрано 662 тыс. тонн. Правда, радует урожайность: 34,6 центнера с гектара вместо прошлогодних 32,7.
Последний месяц лета подтвердил тот факт, что регион находится в зоне рискованного земледелия.Фото: Наталья Чернохатова/Octagon.Media
Заместитель председателя правительства Красноярского края – министр сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов признал, что уборочную и кормозаготовительную кампании в этом сезоне осложняют ежедневные продолжительные дожди, а также утренние росы.
«Синоптики Среднесибирского УГМС фиксируют опасное агрометеорологическое явление – переувлажнение почвы. Прогноз Гидрометцентра на сентябрь также не внушает оптимизма. Для проведения полевых работ мобилизованы все ресурсы. Готовность машинно-тракторного парка на хорошем уровне, горюче-смазочных материалов завезено достаточно», – говорит министр.
Рекорды подождут
В соседней Иркутской области в этом году зерновыми и зернобобовыми культурами засеяно 403,3 тыс. гектаров. Там тоже всё непросто.
«Крайне неблагоприятные условия: в большинстве территорий области обильные осадки, которые в целом замедлили темпы уборки, особенно по кормовым. По ним мы серьёзно отстаём от уровня прошлого года», – отметил министр сельского хозяйства Прибайкалья Илья Сумароков.
Аналогичные проблемы и в Республике Хакасия.
«Только несколько хозяйств начали уборочную кампанию вовремя. Но из-за дождей приходится корректировать график уборки. Продолжается и кормозаготовительная кампания. Но средняя урожайность по-прежнему невысока – 9,4 центнера с гектара».
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
Впрочем, для хакасских крестьян неурожай не стал неожиданностью. Дело в том, что в мае – июне в регионе стояла засуха. Посевы пшеницы, рапса и овса изначально серьёзно пострадали в Алтайском, Бейском, Аскизском и Усть-Абаканском районах. Повезло только Таштыпскому району, который находится в подтаёжной зоне. Там с весенними дождями проблем не было.
На днях ситуацию с уборочной кампанией обсуждали на совещании в аппарате полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева. В этом году в регионах округа было засеяно различными культурами 14,4 млн гектаров земли, в 2021 году – 14,3 млн.
Однако в итоге зерна всё равно соберут меньше запланированных 17 млн тон, уверены специалисты. Пока предполагается, что «немного меньше», но никто не поручится, что к концу сентября оценка не станет более пессимистичной.
Таможня не даёт добро
Недород – далеко не единственная проблема сибирского агропромышленного комплекса. Любой урожай, хороший или плохой, ещё надо продать. А рынки сбыта, логистические и ценовые условия сейчас меняются едва ли не каждый день.
«Нужно продумать, как максимально облегчить выход сибирских аграриев на новые рынки сбыта, создавать мощности для глубокой переработки урожая, упростить процедуру участия в закупочных интервенциях», – убеждён Анатолий Серышев.
Участники рынка отмечают, что в российском АПК существуют кризис перепроизводства зерна и огромная инфляция. В совокупности эти факторы могут привести к тому, что уже в будущем году отрасль «просядет».
Такого мнения, в частности, придерживается депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель правления регионального агропромышленного союза Александр Бойченко. По его данным, стоимость зерна упала на 30 процентов по сравнению с прошлым годом. При этом реальная производственная инфляция, связанная с ростом цен на запчасти и прочие расходные материалы, может достигать в отрасли 40 процентов.
– Я не склонен бить тревогу по поводу самого урожая, по крайней мере пока. Хотя непогода может повлиять на качество зерна: холода и влажность ведут к понижению содержания клейковины. Но главное – на зерно нет хорошей цены. Действуют экспортные пошлины. Государству надо исследовать механизм ценообразования, – заявил «Октагон.Сибирь» парламентарий.
«Рынок стоит, зерно не продаётся из-за введения экспортных пошлин. Предприятиям не хватает денег на текущие расходы. После скачка курса доллара сильно выросли цены на химикаты, обслуживание техники, однако после его снижения ситуация не изменилась и, как нам говорят, не изменится. Сейчас в отдельных регионах цена за тонну зерна доходит до 5–6 тысяч рублей, а его себестоимость при этом составляет около 10 тысяч рублей», – заключила президент самарского некоммерческого партнёрства «Национальное движение сберегающего земледелия» Людмила Орлова.