Правительство РФ приняло решение перенести традиционную летнюю индексацию стоимости услуг ЖКХ с июля 2023-го на декабрь 2022 года из-за высоких темпов инфляции. Наибольшее недовольство жителей Сибири вызвала ситуация с теплом. Сейчас за него платят по факту и объёму потребления, поэтому зимой квартплата растёт и без индексации. По злой иронии судьбы к повышению цен на услуги добавились ещё и низкие температуры конца 2022 года – зимние месяцы признаны самыми холодными в Сибири за последние 10 лет. Руководство Хакасии не осталось в стороне от конфликта: проблему собираются обсудить уже 25 января на ближайшей сессии верховного совета республики.
Индексация стоимости услуг ЖКХ уже привела к конфликту между мэрией Абакана и Сибирской генерирующей компанией (СГК). Горадминистрация готовит иск в суд. По её обращению по поводу злоупотребления СГК доминирующим положением на рынке в УФАС уже заведено дело. Власти хакасской столицы считают, что энергетики поступили нечестно и воспользовались решением Правительства РФ об индексации тарифов. Дело в том, что в 2021 году мэрия заключила с Абаканской ТЭЦ соглашение о предельном росте тарифов, но компания его нарушила.
– Существовала договорённость о предельном росте тарифов на 8,2 процента. Однако в декабре компания подняла стоимость ресурсов на 11 процентов. В 2021 году никто не предполагал такого уровня инфляции в будущем. Сейчас федеральный дефлятор составляет 9 процентов. Соответственно, это не устраивало компанию «СГК», и она отказалась от выполнения соглашения. Практически по всем городам Сибири рост тарифа на тепло составляет 11–12 процентов. Нас 11 процентов не устраивают, – заявил «Октагон.Сибирь» глава Абакана Алексей Лёмин.
Разброс по Абакану достаточно большой. Типичная ситуация – плата за отопление стандартной «двушки» площадью 50–60 квадратных метров в пределах 4–5 тыс. рублей. Это без учёта воды, водоотведения, электричества, вывоза твёрдых коммунальных отходов и капремонта. Достаточно много, если зарплата потребителя не превышает 25–30 тыс. рублей. Средний размер пенсии по Хакасии составляет 18 тыс. рублей.
В СГК указывают, что главная причина неприятно удививших абаканцев декабрьских счетов – погода.
Конец прошлого года в Сибири признали самым холодным за последнее десятилетие. В среднем потребность в выработке тепла выросла в два раза. При этом ещё и каждая гигакалория в рамках постановления российского Правительства подорожала на 200 рублей. Теплоэнергетики также ссылаются на то, что многие дома потребляют тепло избыточно. То есть имеют место недоработки со стороны управляющих компаний и товариществ собственников жилья.
«При начислениях платы за отопление ни одна цифра не берётся с потолка. И непривычно большие платежи – иногда повод поинтересоваться у своей управляющей компании, хорошо ли отрегулирован узел управления», – отметила начальник отдела по работе с потребителями Абаканской ТЭЦ Ольга Швецова.
Руководство Хакасии не осталось в стороне от конфликта. Его намерены обсудить на ближайшей сессии верховного совета республики 25 января.
«Существенное, где-то даже кратное повышение платы за теплоэнергию получило широкий общественный резонанс. По данным минстроя республики, почти 500 обращений в их адрес поступило за последнее время. Нужно понять логику увеличения тарифа, проверить законность повышения, разобраться, какие факторы сыграли, почему значительно выросли объёмы потребления у населённых пунктов, которые вошли в особую ценовую зону, какие есть выходы из данной ситуации, что делать потребителям, чтобы [плата] снизилась», – заявил председатель комитета Верховного совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев.
«Насколько цены на коммунальные услуги “справедливы”, каждый ответит по-своему. Для среднестатистического жителя России они завышенные. Для ресурсного предприятия – слишком низкие и с трудом покрывают расходы на содержание».
Манук Данданян
председатель Госкомтарифэнерго Хакасии
«Принятию решений предшествует серьёзная аналитическая работа, чтобы исключить экономически необоснованные расходы организаций. Если заложить в тариф всё, то цены вырастут минимум в четыре раза», – прокомментировал ситуацию председатель Госкомтарифэнерго Хакасии Манук Данданян.
Недовольство наблюдается и в других регионах Сибири. В Красноярском крае предельный индекс декабрьского повышения стоимости услуг ЖКХ установили в размере 11,7 процента. В Туве граница повышения составляет 11,8 процента. В Иркутской области максимальный рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги ограничен 10 процентами.
В Красноярске инициативные граждане начали собирать подписи против состоявшегося повышения. Жалобы в компетентные инстанции пока должного эффекта не дают. Проверку индексации оперативно провела краевая служба строительного надзора. Хороших новостей для горожан у неё нет: всё законно, доводы СГК обоснованны.
«Наряду с ростом тарифов основной причиной роста размера платы за коммунальные услуги является значительное увеличение в сравнении с ноябрём 2022 года фактических объёмов потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, определённых общедомовыми приборами учёта, обусловленное снижением среднесуточной температуры наружного воздуха», – сообщили в стройнадзоре.
«Это не наша прихоть, а федеральное решение, принятое для всей страны. Этот перенос позволит поддержать ресурсоснабжающие компании в связи со сложной ситуацией со стоимостью топлива, чтобы бесперебойно пройти зимний период».
Евгений Гаврилов
заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края
Но активисты склоняются к тому, что, если этот механический рост стоимости ЖКУ будет продолжаться, взрыв в обществе неизбежен.
– С платежами за отопление два выхода. Первый – используя существующий механизм, вводить льготные тарифы. То есть предприятию – по экономической потребности, населению – по платёжеспособности, разницу компенсировать из бюджета. Второй – прописывать механизм и вести регулирование по британскому price-cap regulation с поправкой на наши особенности. Сегодняшние положение и динамика даже в краткосрочной перспективе перестанут быть приемлемыми для большинства домохозяйств, – уверен руководитель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.