Красноярский край и Тува резко увеличили добычу угля по итогам девяти месяцев. Год, судя по всему, также закончится для них на высокой ноте. Помогла природа: Енисейский каскад гидроэлектростанций столкнулся в этом сезоне с аномальным маловодьем. Соответственно, выпавшие мощности ГЭС взяли на себя угольные станции. Кроме того, благоприятно сказалась ценовая конъюнктура. Выгода от экспорта угля серьёзно выросла. Однако не всем удалось воспользоваться этим моментом. Проблемой стала недостаточная пропускная способность Транссиба и БАМа. Железная дорога не смогла предоставить в достаточном количестве составы для вывоза сырья, поэтому, например, Хакасия добычу сократила. А Иркутская область считает, что могла бы продемонстрировать гораздо больший рост, если бы не инфраструктурные проблемы.
По данным правительства Красноярского края, за девять месяцев текущего года в регионе добыли почти 34,2 млн тонн бурого и каменного угля. Это на 42 процента больше, чем в январе – сентябре 2021 года. Большую часть угля – около 70 процентов – в крае добывают дочерние предприятия Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Это, в частности, Бородинский, Берёзовский, Назаровский и Канский разрезы. Часть из них уже выполнила годовой план досрочно.
«На указанных предприятиях объём добычи существенно вырос в связи с увеличением поставок на электрогенерирующие станции, увеличившие объёмы выработки электроэнергии из-за снижения выработки гидростанциями».
Александр Ананьев
министр промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края
«Мы работаем на внутренний рынок, а это электрические и тепловые станции угольной генерации практически всей Сибири: Красноярского и Алтайского краёв, Новосибирской области, Республики Хакасия. В свою очередь, у энергетиков потребление топлива сильно зависит от климатических условий. Все угольные и гидроэлектростанции включены в единое энергетическое кольцо Сибири. Соответственно, поскольку в этом году гидростанции не могут работать на полную мощность – снега, дождей, а значит, и воды в Енисее мало, и Саяно-Шушенская и Красноярская ГЭС были вынуждены снизить выработку, – то основная нагрузка перенесена на угольную генерацию», – говорит генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Андрей Фёдоров.
Филиал АО «СО ЕЭС» «Объединённое диспетчерское управление энергосистемы Сибири» уточняет, что в целом по СФО в течение года выработка на ГЭС снизилась почти на 14 процентов. Выработка ТЭС и электростанций промышленных предприятий поднялась на 24 процента.
Впрочем, на улучшении производственной статистики сказался и ввод новых мощностей. В октябре первую партию угля на экспорт отгрузило красноярское ООО «Северная звезда», которое разрабатывает крупное Сырадасайское месторождение на Таймыре. В перспективе на его базе будет создан Западно-Таймырский промышленный кластер по производству угольных концентратов из коксующихся углей. Изначально шла речь об ориентации инвесторов на рынки Европы и Азии. Теперь же остаётся только второе.
Тува увечила добычу полезных ископаемых в полтора раза. В первую очередь за счёт угля, сообщает Федеральная служба государственной статистики.
Добыча угля в республике в январе – сентябре выросла в 3,5 раза.
Причина проста: в марте этого года в регионе возобновились работы на Межегейском месторождении, принадлежащем Распадской угольной компании. И все они, в свою очередь, входят в состав ЕВРАЗа. Тувинская шахта была законсервирована в 2020 году по причине нерентабельности. До этого она работала на нужды сталелитейных активов холдинга, но пандемия ударила по всей производственной цепочке. В итоге угольщики оказались крайними. Однако этот год кардинально изменил ситуацию.
– Цены на текущий год оказались более привлекательными. Большую часть угля они направляли на экспорт. Хотя и были, конечно, проблемы с железной дорогой, как и у всех. Наконец, республика предоставила компании льготу по налогу на имущество, – отметил в беседе с «Октагон.Сибирь» заместитель председателя правительства Республики Тыва Александр Брокерт.
Но так повезло не всем. Хакасия в январе – октябре добыла 21,3 млн тонн угля. Это всего 89,8 процента от объёмов прошлого года. О причинах этой негативной тенденции «Октагон.Сибирь» писал ранее. Российские железные дороги посадили местные разрезы на голодный паёк, из-за чего они не смогли в полной мере воспользоваться удачным моментом и нарастить прибыль за счёт увеличения объёмов. Республика несколько раз обращалась к Правительству РФ с просьбой повлиять на железнодорожников. Те, в свою очередь, заявляли, что квоты на перевозки устанавливает федерация, а РЖД в конечном итоге выполняют государственные задачи в целом и не собираются размениваться на интересы отдельных отраслей или даже предприятий. Как бы то ни было, негодование Хакасии возымело действие.
По последним данным, отгрузка угля за пределы региона начала стабильно расти.
В Иркутской области добыча угля за январь – октябрь 2022 года, по сведениям Иркутскстата, выросла на 7,5 процента. Костяк отрасли в Прибайкалье составляют разрезы ООО «Компания “Востсибуголь”» (входит в группу En+). Большая часть добытого топлива потребляется на теплоэлектростанциях Иркутской области и соседних регионов. Но есть и экспортные амбиции. Власти Прибайкалья также отмечают наличие у промышленников транспортных проблем, не дающих региональным разрезам развернуться в полную мощь.
«В первом полугодии доходы росли очень динамично, но со второго мы стали наблюдать сокращение поступлений налога на прибыль. По нашим оценкам, поступления снизились на 14 миллиардов рублей относительно показателей прошлого года. Это результат санкционного давления и, как следствие, проблем с транспортировкой товаров и сырья за границу. Иркутская область – экспортно ориентированный регион, и наши рынки преимущественно были всегда в Азиатско-Тихоокеанского регионе. Вслед за введением европейских санкций российские компании стали ориентироваться на Азию и направлять туда свои грузы. Грузов стало ещё больше, особенно угля.
В целом получилась такая ситуация: другие регионы РФ вышли на азиатские рынки, но завоевать их пока не смогли, соответственно, наши экспортные возможности могут измениться», – заключает председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев.