Президент ПАО «ГМК “Норильский никель”» Владимир Потанин заявил, что его предприятие готово к переговорам о слиянии с ОК «Русал» Олега Дерипаски. «Русский алюминий» является владельцем крупного пакета акций никелевой компании, и отношения между совладельцами нельзя назвать простыми. Ранее они были отмечены публичными конфликтами. Стороны демонстрировали разные точки зрения относительно стратегии управления «Норникелем». У нынешнего решения Потанина два основных объяснения. Первое: давление коллективного Запада заставляет российские компании забыть о прежних ссорах. Второе: громкие высказывания – просто прикрытие и повод для разрешения старых противоречий.
Неожиданное заявление один из ведущих российских промышленников Владимир Потанин сделал в начале июня. По его словам, объединение «Норильского никеля» и «Русала» позволит создать «национального чемпиона» и диверсифицировать акционерную базу. При этом олигарх признал, что компании слишком разные и сомнения относительно их объединения, что были у него раньше, никуда не исчезли. Но изменившиеся обстоятельства заставляют посмотреть на ситуацию с нового ракурса. «Мы всегда негативно относились к подобным слияниям, потому что не видели и никогда больше не увидим никаких производственных синергий. У нас разные конкурентные преимущества. <...> Но теперь появились другие факторы. Здесь речь идёт о том, что это устойчивость, это зелёная повестка. Компания “Русал” производит самый зелёный алюминий <...>. “Норильский никель” также предпринимает большие усилия в этом направлении <...>. Это будет новая зелёная экономика», – отметил бизнесмен.
«Русал» стал совладельцем «Норникеля» в 2007 году, когда предприниматель Михаил Прохоров продал свой блокирующий пакет акций холдинга Олегу Дерипаске. Одновременно с этим он ушёл с поста генерального директора ГМК «Норильский никель». Такой поступок подтвердил факт личного конфликта между Прохоровым и Потаниным: ранее, согласно договорённости, Михаил Прохоров не планировал вводить в состав акционеров сторонние структуры, а намеревался продать всё Владимиру Потанину. Впоследствии «Русский алюминий» неоднократно осложнял жизнь основным владельцам «Норникеля». Последний инцидент произошёл весной 2020 года, когда в Норильске на одном из подконтрольных ГМК объектов случился масштабный разлив дизельного топлива. «Норникель» стал объектом критики со стороны самых разных структур. Авария нанесла серьёзнейший удар по его имиджу, и «Русал» не преминул воспользоваться ситуацией. Компания заявила о сомнениях в компетентности руководства «Норникеля» и предложила сменить его.
На данный момент UC Rusal принадлежат 27,8 процента акций «Норникеля». Олег Дерипаска пока никак не прокомментировал заявление Владимира Потанина. Аналитики выдают множество прогнозов относительно того, будет ли слияние действительно выгодным для этих структур и имеет ли оно под собой реальные основания.
По одной из версий, в будущем мегахолдинге контрольная доля Олега Дерипаски «размоется», что позволит Потанину без проблем вести компанию в ту сторону, в какую он сочтёт нужным.
Дерипаска знает об этом, но молчит в обмен на некую денежную компенсацию. А она ему сейчас очень нужна, чтобы реализовать заявленную масштабную программу технического перевооружения алюминиевых заводов в Сибири. Также есть мнение, что всё упирается в соглашение о порядке и размере выплаты дивидендов, заключённое между «Русалом» и «Норникелем». Срок его действия истекает в этом году, следовательно, грядут новые непростые переговоры. Также возможно, что оба эти сценария воплотятся в жизнь одновременно.
Вероятные перестановки в дивизионе крупнейших российских компаний особенно интересуют Красноярский край. На его огромной территории представлены все главные финансово-промышленные группы России. «Норильский никель» является важнейшим налогоплательщиком региона. Он даёт примерно треть краевого бюджета, чей фактический объём по итогам прошлого года достиг почти 400 млрд рублей. «Русал» владеет Красноярским алюминиевым заводом – одним из наиболее крупных в мире. Также аффилированные с Олегом Дерипаской структуры контролируют Красноярскую ГЭС и аэропорт Красноярск. Традиционно считается, что большая часть местной политической элиты тяготеет к той или иной структуре. В частности, в 2000-х годах губернатором края был бывший генеральный директор «Норникеля» Александр Хлопонин. Затем – Лев Кузнецов, также выходец из этой компании. В этой связи в регионе возникло устойчивое понятие «Северная партия». Она, например, была широко представлена в Законодательном собрании Красноярского края в пику местной оппозиции, которую возглавлял тогдашний спикер заксобрания Александр Усс. А он, в свою очередь, всегда считался человеком, близким именно к «Русскому алюминию».
В 2018 году Александр Усс был назначен губернатором Красноярского края. На место председателя заксобрания избрали Дмитрия Свиридова, который на тот момент руководил представительством «Норникеля» в Красноярске. Такая рокировка означала, что соблюдение баланса сил в крае продолжается. Возможное объединение «Норникеля» и «Русала» приведёт к масштабной перекройке политической карты региона. Но наблюдатели считают, что последнее слово всё равно будет не за Потаниным или Дерипаской.
– Это не новая тема. И очевидно, что такое масштабное слияние может случиться только с одобрения руководства страны. Оно вполне вероятно, поскольку все мы сейчас живём в неординарное время, когда в условиях санкций для удержания отечественной экономики на плаву нужно находить и принимать весьма необычные решения, – заявил «Октагон.Сибирь» политолог Александр Чернявский.
«Конечно, вопросов возникает множество. Один из главных – как смогут ужиться в одной берлоге два медведя – Потанин и Дерипаска?»
Александр Чернявский
политолог
– Предыдущий опыт их сосуществования в «Норникеле» как акционеров, на мой взгляд, оказался не слишком удачным. Возникает масса и других вопросов экономического и организационного характера, на которые пока нет ответа. Безусловно, это слияние может оказать влияние и на политические процессы в Красноярском крае, поскольку и «Русал», и «Норникель» всегда боролись за контроль над местной номенклатурой. Но пока рано говорить, как конкретно может влиять на красноярскую политику новая мегакомпания, если решение о её создании будет принято, – считает эксперт.