Правительство Красноярского края не стало отказываться от плана приватизации госимущества на этот год. Группа депутатов местного заксобрания предлагала ввести временный мораторий на продажу, учитывая связанные с санкциями форс-мажорные обстоятельства. Однако эта инициатива была отвергнута. Главным лотом в пакете предприятий, намеченных к передаче в частные руки, является компания «Красноярскнефтепродукт» – крупнейшая в регионе сеть АЗС. С её продажей вся местная бензиновая розница уйдёт под контроль федеральных игроков.
Продавать так продавать
Законопроект о введении моратория на приватизацию внесли представители ЛДПР и партии «Зелёные» в Законодательном собрании Красноярского края. По их мнению, средства, которые предполагается получить от продажи госпакетов, в общей структуре текущих доходов региона не сыграют никакой роли.
– В сложившейся экономической ситуации эти цены не являются актуальными. Они не отражают реальную рыночную стоимость. Даже в случае успешной продажи объекты могут в любой момент существенно обесцениться, – заявил «Октагон.Сибирь» один из авторов проекта, депутат Законодательного собрания Красноярского края Александр Глисков.
«Сейчас в экономике наблюдается отчётливая тенденция усиления государственного вмешательства. Значит, не продавать надо, а максимально сохранять имеющиеся в государственной собственности предприятия».
Александр Глисков
депутат Законодательного собрания Красноярского края
Тем не менее законопроект не смог преодолеть даже стадию предварительного обсуждения в комитетах. Против него выступили юристы заксобрания, Счётная палата Красноярского края и прокуратура. По их мнению, введение моратория будет означать срыв годовой программы приватизации и невыполнение указов президента РФ. Руководитель краевого агентства по управлению государственным имуществом Валентин Вернер заявил, что прогнозный план приватизации на 2022 год уже фактически реализуется. Сейчас агентство ведёт оценку рыночной стоимости активов и осуществляет другие необходимые юридические процедуры.
Яйца курицу не спасут
В плане приватизации на этот год значатся три краевые компании: «КоркиноАгроПромХимия», «Бархатовская птицефабрика» и «Красноярскнефтепродукт». Особых споров не вызывает только продажа агрохимического предприятия. Птицефабрика же является одним из старейших предприятий местного агропромышленного комплекса. Это второй по мощности краевой производитель, который в 2021 году выдал 241 млн штук яиц, увеличив показатели 2020 года на 6 процентов. Прибыль составила 51 млн рублей. Птицефабрика является градообразующим предприятием крупного посёлка Бархатово Берёзовского района Красноярского края, на котором работают несколько сот человек. Учитывая эти обстоятельства, в обществе могут возникнуть опасения относительно того, что птицефабрика станет жертвой конкурентной борьбы, лишившись статуса госпредприятия.
Больше всего споров вызывает грядущая продажа компании «Красноярскнефтепродукт», являющейся крупнейшей розничной торговой сетью по реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и одним из немногих крупных красноярских предприятий, остающихся в госсобственности (наряду, например, с компанией «Красцветмет»).
Градообразующее предприятие «Бархатовская птицефабрика» — одно из старейших предприятий агропромышленного комплекса Красноярского края и второй по мощности краевой производитель.Фото: Денис Абрамов/ТАСС
Вопрос о продаже компании «Красноярскнефтепродукт» поднимался и в предыдущие годы. В 2017 году приватизировать компанию предлагал тогдашний губернатор Виктор Толоконский. Однако этот вариант решительно отвергло Законодательное собрание Красноярского края, которое на тот момент возглавлял Александр Усс. В 2018 году Усс выиграл выборы губернатора края, после чего его позиция относительно приватизации компании «Красноярскнефтепродукт» резко изменилась, а вместе с ней поменялось и мнение регионального заксобрания по этому вопросу.
Цена вопроса
В ходе обсуждения моратория на приватизацию было заявлено, что власти рассчитывают получить от неё в этом году около 1,5 млрд рублей. С большой долей вероятности можно предполагать, что самой крупной частью этой суммы является стоимость краевого пакета акций компании «Красноярскнефтепродукт», который, по последним данным, составлял почти 58 процентов. Остальные акции находятся в собственности различных миноритариев.
Согласно открытым данным, в 2021 году выручка компании «Красноярскнефтепродукт» составила 22,5 млрд рублей, чистая прибыль – 139 млн рублей.
Эта компания является крупнейшей розничной сетью автомобильных заправочных станций (АЗС). По краю она представлена примерно 180 заправками. Ни один федеральный конкурент вроде компаний «Роснефть» или «Газпромнефть» даже близко не имеет такого количества станций. Также компания «Красноярскнефтепродукт» располагает восемью филиалами и десятью нефтебазами, собственным автопарком бензовозов. Долгие годы власти позиционировали компанию как собственный ценовой рычаг на рынке ГСМ. Кроме того, она обеспечивала весь северный завоз. Однако теперь, считают в краевом правительстве, эти факторы сошли на нет по объективным причинам. Топливо по тендерам на Таймыр и в Эвенкию завозят частные компании. Стоимость бензина на заправках крупных федеральных сетей давно уже ниже, чем у компании «Красноярскнефтепродукт», которой приходится закупать его на том же Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем компании «Роснефть». Кроме того, активы компании «Красноярскнефтепродукт» устаревают, а имеющейся прибыли не хватит на кардинальную модернизацию.
«Уставная деятельность предприятия не связана напрямую с выполнением государственных функций, потому нет правовых оснований вкладывать в него бюджетные средства. Нужны профильные инвесторы. В том, что предприятие будет интересно рынку, у нас нет сомнений», – считает председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
На грязных берегах
Доводы властей выглядят обоснованными. В конце 2019 года закрылась нефтебаза компании «Красноярскнефтепродукт» в Красноярске. Объект, построенный ещё в довоенные годы прошлого века, в наши дни довольно странно смотрелся на берегу Енисея в окружении жилых массивов. Надзорные органы регулярно фиксировали бензиновые пятна в акватории реки. Объёмы закрытой базы распределили по другим ключевым точкам компании. Решено, что земля под красноярской нефтебазой после рекультивации уйдёт под застройку. Её продажа покроет расходы на перенос. Иначе, разумеется, закрытие базы компания «Красноярскнефтепродукт» не осилила бы.
24 ноября 2019 года. Демонтаж резервуаров на Красноярской нефтебазе компании «Красноярскнефтепродукт».Фото: сайт компании «Красноярскнефтепродукт»
Финансовые дела у этого предприятия идут достаточно скромно. Как сообщили «Октагон.Сибирь» в компании, биржевая стоимость нефтепродуктов в 2021 году выросла по разным видам от 7,5 до 41,8 процента. Это негативно сказалось на розничных продажах. Несмотря на это, компании всё ещё удаётся держаться на плаву.
«Если говорить по объёму продаж, то мы в плюсе. Выручка у нас больше, чем в прошлом году. Финансовый и коммерческий блоки смогли спрогнозировать все риски, и это обеспечило нам выполнение всех задач, утверждённых советом директоров», – считает глава компании «Красноярскнефтепродукт» Борис Золотарёв.
Налетай – подешевело!
Крупные федеральные сети выглядят наиболее вероятными покупателями предприятия «Красноярскнефтепродукт». В Красноярском крае представлены компании «Роснефть» и «Газпромнефть». При этом у «Роснефти» отмечаются явные преимущества и мотивация, поскольку Красноярский край является её регионом, в котором у этой компании есть собственные нефтеперерабатывающий завод и нефтяные месторождения (тот же Ванкор). Проекты «Газпромнефти» на севере края находятся пока лишь в стадии разработки, однако при этом розничная сеть этой компании в Красноярске представлена гораздо более серьёзно, чем заправки «Роснефти».
Правительство края пока тоже никак не намекало на частного инвестора.
Независимые эксперты не исключат варианта, при котором предприятие «Красноярскнефтепродукт» будут распродавать по частям. В этом случае приобрести что-то смогут и региональные компании.
– Компания «Красноярскнефтепродукт» отошла от социальных функций, а попытки влиять на конкуренцию на рынке – это не задача краевой власти. Единственное, что стоит делать, это следить за районами, где нет альтернативы «Красноярскнефтепродукту». Там он должен сохранять присутствие, – сообщил «Октагон.Сибирь» председатель комитета по экономике и налоговой политике Законодательного собрания Красноярского края Егор Васильев.