Череда геополитических новостей и изменений на энергетическом рынке заставила федеральную власть вспомнить о проекте строительства железнодорожной трассы из Красноярского края в Туву. Проект был запущен два десятилетия назад. За прошедшее время он менял инвесторов, смету и конфигурацию, оброс скандалами. В прошлом году Правительство РФ официально заморозило его реализацию, но спустя несколько месяцев сменило мнение на противоположное. Рост цен на уголь делает перспективным освоение Элегестского месторождения. А разрыв экономических отношений со странами Запада заставляет задуматься о продлении трассы через Монголию и Китай.
Отложенные старты
Сейчас Тува имеет только автомобильное наземное сообщение с соседними регионами. Решение построить железную дорогу и дать ей выход на Транссиб созрело у бизнеса в середине 2000-х. Ветку решили тянуть от тувинской столицы – города Кызыла – до села Курагино на юге Красноярского края. Первым инвестором выступила Объединённая промышленная корпорация (ОПК) известного российского банкира Сергея Пугачёва. ОПК также владела лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения с запасами почти в 1 млрд тонн. Первый паспорт проекта утвердили в 2007 году. Предполагаемая протяжённость трассы составила 400 с лишним километров. Стоимость – около 50 млрд рублей на саму железную дорогу, ещё 33 млрд – на добывающую инфраструктуру Элегеста. Строительство планировалось начать в 2009 году и закончить в 2014-м.
Однако наступил экономический кризис, и Сергей Пугачёв разорился. После этого интерес к проекту какое-то время проявляла группа «Русская медная компания», но в итоге новым инвестором стала специально созданная Тувинская энергетическая промышленная корпорация бизнесмена Руслана Байсарова. Он озвучил новую стоимость проекта – 150 млрд рублей. Мощность – до 15 млн тонн угля в год. И даже пригласил в Туву на старт работ Владимира Путина, который на тот момент возглавлял Правительство РФ. Путин торжественно забил золотой костыль в полотно будущей трассы, но стройку это не ускорило.
Бизнесмен Руслан Байсаров (в центре слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин (в центре справа) во время церемонии начала строительства участка железной дороги Кызыл – Курагино.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В 2014 году пошли разговоры, что строительство софинансирует Фонд национального благосостояния РФ. В 2016 году Правительство РФ отказалось от этого варианта. Чиновники также признали низкое качество проектной документации железной дороги Курагино – Кызыл.
Кто оплатит банкет?
Сумма стоимости проекта менялась, но за все эти годы никто ни разу не ответил на простой вопрос: откуда возьмут деньги? В 2018 году наметилась некоторая ясность. Было определено, что непосредственным оператором проекта станут «Российские железные дороги», которые займутся привлечением частных инвесторов. С ТЭПК заключили концессию на срок в 30 лет на создание объектов инфраструктуры. Появились разговоры, что ветку из Тувы можно дотянуть уже до границы с Монголией, где она соединится с местной железной дорогой. Таким способом будет создан транспортный коридор уже до Китая. Но после этого всё снова заглохло. А весной прошлого года Правительство РФ заявило, что проект заморожен на срок «не более пяти лет». Причина – неопределённость тенденций угольного рынка, из-за чего невозможно просчитать окупаемость трассы. По мнению экспертов, решение о заморозке проекта было продиктовано анализом рынка. Другие крупные российские месторождения на тот момент вышли на полную мощность. Тувинский уголь с выходом опоздал.
На запасном пути
В феврале этого года ситуация кардинально изменилась. Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко дала поручение Минтрансу РФ и Минфину РФ, а также Тувинской энергетической промышленной корпорации проработать вопрос, как и в какие сроки можно возобновить строительство. Требуется снова просчитать стоимость проекта. Предлагается учесть, что ветка будет не только грузовой, но и пассажирской. Причина такой резкой смены позиции Правительства РФ очевидна: стоимость угля на международном рынке рванула вверх. А Элегест – одно из крупнейших в мире месторождений.
«Если в 2020 году цена на уголь колебалась в диапазоне 40–60 долларов за тонну, то с мая 2021 года начался стремительный рост цен, который на пике достигал 240 долларов. В среднем с августа средняя цена была 150 долларов. В настоящее время она около 170 долларов. Таким образом, 2021 год охарактеризовался как ростом добычи, так и ростом цен».
Евгений Мамаев
бывший заместитель министра экономики Республики Хакасия
Этот соседний с Тувой регион имеет выход на Транссиб, а также несколько крупных месторождений. Потому угольные поступления для его бюджета имеют принципиальный характер.
– Проекту тувинской железной дороги гораздо больше лет, чем принято думать. Первые разработки начались ещё при царе в рамках Транссиба. Но только в середине нулевых были сделаны реальные шаги. История с угольным бумом не просто показала, она прокричала: возможностей инфраструктуры катастрофически мало. Мощностей для экспорта не хватает. Я уж не говорю о нормальном транзите. Альтернатива – Тува. Потихоньку идём вперёд, – считает экс-глава РТ, вице-спикер Госдумы РФ Шолбан Кара-оол.
Заграница загранице рознь
В конце прошлого года Владимир Путин встречался с президентом Монголии Ухнагийном Хурэлсухом. Монгольская сторона с огромным интересом следит за курагинским проектом уже давно. И имеет на него множество совместных планов.
– Мы выдвигаем инициативу продвижения программы «Транзитная Монголия». Через нашу территорию проходит кратчайший путь, который соединяет Европу с Азией и Россию с Китаем. В планах есть строительство двух вертикальных железнодорожных линий – восточной и западной, которые проходят через восточную и западную части нашей страны. С восточной стороны эта железная дорога соединяет Китай с Забайкальским краем и выходит на дальневосточные порты. А в западном направлении эта железная дорога связывает Кызыл – Курагино и дальше по нашей территории до китайской территории, – заявил глава Монголии.
Учитывая текущую внешнеполитическую обстановку, всем ясно, что разворот на Восток для России становится жизненно необходимым.
– Мы считаем, что в новой геополитической реальности трансграничный коридор из Центральной Сибири в Западный Китай очень важен для экономики страны. Причём как для экспорта, так и для импорта. Учитывая, что Транссиб в восточном направлении уже сейчас исчерпал свою пропускную способность, строительство железной дороги Курагино – Кызыл – Урумчи оказало бы серьёзное влияние на российскую экономику, – заявил «Октагон.Сибирь» заместитель председателя правительства Тувы Александр Брокерт.
– Эта дорога открывает кратчайший путь и оптимизирует транспортно-логистическую схему работы с Юго-Восточной Азией, с Монголией, с Китаем, с Индией, для всех сибирских регионов. Границы на западе сегодня закрыты, но и до востока от СФО 4 тысячи километров, что очень дорого по доставке. А Кызыл – Курагино открывает путь прямо в центре России через Красноярский край, через Туву к миллиардным рынкам сбыта продовольствия и прочих наших ресурсов. Это огромные перспективы, – считает депутат Госдумы РФ, экс-заместитель председателя правительства Красноярского края Виктор Зубарев.