Вопрос строительства железной дороги Курагино – Кызыл не решается второй десяток лет. Формально строительство трассы давно стартовало. Первый костыль в будущее железнодорожное полотно был забит в 2011 году. И на этом, по сути, дело закончилось. Проект менялся, получал новых лицензиатов, новые условия между участниками, но не сдвигался ни на метр. Последний раз возобновить строительство пытались в 2018 году, когда генеральным подрядчиком проекта стали РЖД. В апреле 2021 года Правительство РФ на фоне эпидемии коронавируса отложило проект на пять лет. Сейчас эту паузу пытаются отменить.
Из-за леса, из-за гор
Наиболее заинтересованная в появлении железной дороги сторона – это, безусловно, Тува. Республика не имеет выхода на Транссиб. Добраться в южносибирский регион можно только автомобильным транспортом или самолётом, что влечёт за собой множество неудобств для населения и проблем для бизнеса. Как сообщает пресс-служба правительства РТ, глава республики Владислав Ховалыг провёл в Минтрансе России переговоры по поводу разморозки проекта. В нынешних условиях он получил особую актуальность. Все сибирские регионы заинтересованы в открытии через Туву ещё одного окна в Азию. Уже известно, что вопрос станет одним из основных на Красноярском экономическом форуме в 2024 году (как, впрочем, было и в предыдущие годы).
О включении железной дороги Курагино – Кызыл в план создания трансграничного российско-монгольско-китайского транспортного коридора глава Тувы говорил и на встречах с чрезвычайным и полномочным послом Китая в России Чжан Ханьхуэем и первым вице-премьером – министром экономики и развития Монголии Чимэдийном Хурэлбаатаром. Тува предлагает объединить усилия, чтобы объективно оценить экономический потенциал дороги, рассчитать возможный объём перевозок грузов и пассажиров, а также этапы развития пути.
Откопать костыль
Кроме Владислава Ховалыга, всё активнее начинают говорить о необходимости дополнительного транспортного коридора и другие губернаторы Сибири. О тувинской железной дороге как об одном из самых проработанных и оптимальных вариантов решения этой проблемы заявил глава Красноярского края Михаил Котюков. Разговор зашёл на совещании по вопросам социально-экономического развития края, которое проводил президент России. Было решено, что эту тему обсудит транспортная комиссия при Правительстве РФ.
«Если договоримся с китайскими и монгольскими коллегами, то значительную часть того потока, что не может выехать из СФО, сможем провезти через Монголию в Китай», – говорил ранее помощник президента РФ Игорь Левитин.
«Зерно Сибири – отдельная проблема. Для него только один вид транспорта – железные дороги. А Транссиб не справляется».
Игорь Левитин
помощник президента России
– Создание железнодорожной инфраструктуры включает в себя набор транспортных проектов на территории России, Монголии и, соответственно, Китая. По экспертным оценкам компании «РЖД-Инвест» и Корпорации развития Енисейской Сибири, стоимость строительства будет составлять более триллиона рублей. Предположительная загрузка – 73 миллиона тонн грузов, – считает советник главы Республики Тыва Владимир Донских.
«Расчёты, представленные разными участниками, покажут очевидные для всех выгоды проекта. Они станут убедительным аргументом в пользу возвращения к нему на новом уровне», – уверен Владислав Ховалыг.
Сквозь игольное ушко
В ближайшее время Туве предрекают транспортные проблемы. По прогнозам специалистов, уже через два года нагрузка на автодорогу Р-257, связывающую республику с другими регионами России (Красноярским краем и Хакасией), возрастёт как минимум втрое. Ей нужен дублёр, которым может стать межрегиональная трасса Абакан – Ак-Довурак. Но она находится в аварийном состоянии, и Тува не способна самостоятельно привести её в норму. Поэтому было решено передать трассу в федеральную собственность.
Она рассматривается как часть транспортного коридора между Россией, Монголией и Китаем. Однако процесс передачи тянется уже три года.
Железная дорога могла бы разрешить эту ситуацию, но такие проекты требуют серьёзного общественного обсуждения. И здесь, как ни парадоксально, у властей Тувы могут возникнуть затруднения. По причине своей удалённости республика достаточно автономна и консервативна.
– У меня нет свежих данных по теме, но навскидку могу сказать, что процентов 40 тувинцев резко против строительства. Они против вероятного наплыва приезжих, – заявляет «Октагон.Сибирь» кандидат исторических наук, тувинский этнограф Борис Мышлявцев.