Авторынок Сибири находится на стадии полной трансформации. В лидеры продаж выходят другие бренды, а граждане привыкают к тому, что покупка даже подержанного авто становится достаточно дорогим делом. Сегодня основные предложения на рынке – это продукция Китая и России, и демократичных цен не осталось в обоих случаях. Эксперты предупреждают: в обозримой перспективе никаких массовых «народных автомобилей» в нашей стране не появится. Отечественный автопром всегда зависел от западных технологий и идей, потому всё, на что он сейчас способен, – это заполнять возникшие после введения санкций пробелы.
Как сообщает банк «ВТБ», с начала года его сибирские подразделения выдали более 10 млрд рублей автокредитов. Это в два раза больше, чем было выдано за весь 2021 год. В Красноярском крае объём продаж составил 2,6 млрд рублей, что также значительно превышает показатель за три квартала 2022 года. Средний размер автокредита, полученного красноярскими заёмщиками, составляет 1,1 млн рублей. Регион возглавил первую тройку субъектов СФО по такого рода кредитам. Второе место занял Новосибирск, а замыкает рейтинг Прибайкалье.
В ВТБ прогнозируют, что вследствие ужесточения политики Центрального банка и, соответственно, роста ставок в четвёртом квартале интерес россиян к автокредитам может слегка снизиться.
Однако за счёт повышения среднего чека на фоне корректировки цен на автомобили выдачи последних месяцев года будут рекордными для рынка.
«В этом году рынок автокредитования растёт высокими темпами. Интерес заёмщиков сконцентрирован в сегменте автомобилей с пробегом. Большим спросом пользуются кредиты наличными. Пиковый спрос мы отметили в летние месяцы: самым активным был август. Дополнительным фактором, подстегнувшим спрос в конце лета, стал рост ключевой ставки – заёмщики спешили оформить кредит на старых условиях», – говорит управляющий ВТБ в Красноярском крае, Хакасии и Туве Наталья Табаринцева.
Машины дорожают ошеломляющими темпами. По данным агентства «Автостат», с начала года рост их стоимости составил почти 30 процентов. Наибольший скачок цен произошёл в конце лета, когда стало известно о повышении утилизационного сбора на иномарки, а также ослаблении курса рубля.
Например, в Красноярске ещё несколько лет назад приличную модель вроде популярной Kia Rio можно было взять в салоне за 700–750 тыс. рублей. Сейчас за неё просят уже от 1,5 млн. Модели «понавороченнее» сравнялись в цене с квартирами. При этом их ещё надо найти среди завезённых ранее остатков, которые стремительно заканчиваются.
Менеджеры салонов уверяют, что по параллельному импорту могут привезти что угодно, но вопрос в цене.
Разумеется, те, кто ранее покупал Toyota премиального класса за 5 млн рублей, теперь могут приобрести её за 10 млн, не особо переживая по этому поводу. А широким слоям населения решение о покупке даётся уже не так просто. Но продажи всё равно растут – для жителя современного города личный автомобиль давно стал необходимостью.
– Решил сменить «колёса». Пришёл на днях в автосалон, где испытал шок: какая-то древняя Toyota 2002 года – 450 тысяч. Понял, что потяну только наше – «Ладу». Посчитали новую модель Cross за 1 миллион 90 тысяч. Кредит на пять лет, в месяц вышел платёж в районе 18 тысяч – как ипотека. В итоге пришёл к выводу, что моя старая машина ещё вполне ничего, – рассказывает красноярец Фёдор Алексеев.
По наблюдениям специалистов, в настоящее время рынок автомобилей практически поровну делят китайские и российские бренды. Россия становится основным экспортным направлением для автопромышленников из КНР.
«В 2023 году при покупке авто с пробегом на онлайн-аукционе потенциальные покупатели достаточно быстро принимают решение о покупке автомобилей – в среднем за сутки. Особой популярностью пользуются азиатские бренды. Лидером по “скоростным продажам” становится японский Datsun, а китайские бренды составляют практически половину быстро продаваемых машин», – отмечают аналитики «Авито Авто».
– Поворот на Восток в автомобильной отрасли – естественный процесс в условиях незаконных западных рестрикций против нашей страны. Очевидно, что китайский автопром – самый мощный по объёмам производства и рынка в мире – подчас технологически он не уступает европейским и американским конкурентам. Поэтому то, что происходит, совершенно нормально в сложившихся условиях, – заявляет в разговоре с «Октагон.Сибирь» эксперт красноярского отделения «Деловой России».
Резкий рост цен на автомобили «Лада» объективен. Специалисты указывают на то, что российский автопром исторически был связан с зарубежьем. После экономического разрыва ходовые российские модели во многом пришлось «переконструировать» заново. Даже небольшие элементы салона прежде поставлялись с европейских заводов. Сейчас в авральном режиме приходится осваивать их производство. Сделать это дёшево, разумеется, не получится. Забыть про изыски и начать выдавать некий «народный автомобиль» по демократичной цене можно.
Но будут ли его приобретать?
– Надо честно признать, что россияне, привыкшие за 10–20 лет к определённым и довольно высоким стандартам, вряд ли будут миллионами покупать дешёвый автомобиль в спартанской комплектации. Более эффективными будут массовая локализация хорошо зарекомендовавших себя восточных марок, поддержка отечественных конструкторских разработок и технологий в автопроме, создание полноценной индустрии автокомпонентов на территории нашей страны, – полагают представители «Деловой России».
Цены на китайские авто граждане тоже не считают вполне справедливыми. Несмотря на то что качество продукции из КНР значительно улучшилось, претензий к ней по-прежнему достаточно. К преимуществам китайских автомобилей можно отнести наличие запчастей и широкий модельный ряд. Но в противовес им существуют такие моменты, как тонкий металл корпуса и слабая подвеска. Иными словами, то, что на российских дорогах в условиях, например, Сибири имеет критическое значение.
«Только каждый пятый опрошенный полагает, что китайские машины полностью адаптированы для погодных условий нашей страны, а более 60 процентов опрошенных отметили готовность только ряда марок», – сообщает пресс-служба «Открытие Авто».
Но пока положение дел таково, что российский покупатель поставлен перед простым выбором: или бери, или проходи мимо.