Замена Александра Усса на Михаила Котюкова не стала «чёрной меткой» для первого. Глава государства Владимир Путин доброжелательно отозвался о работе Усса на посту губернатора Красноярского края. Судя по всему, основной причиной ротации стал возраст. Уссу почти 70 лет, Котюкову нет и 50. Общероссийская тенденция выдвижения на руководящие посты молодых технократов вновь подтвердилась. Практически первое, что сделал Котюков, – это удалил из краевого правительства фигуры, замешанные в скандале со строительством метро. Но вряд ли на этом кадровая чистка закончится.
О назначении Михаила Котюкова врио губернатора Красноярского края президент РФ Владимир Путин заявил 20 апреля. Как и предсказывали политологи, решение было принято не позднее лета, чтобы обеспечить необходимый для осенних выборов люфт. Однако отставку Усса никто не считал предрешённой, скорее его шансы оценивали как весьма хорошие. За последние пять лет слухи об увольнении губернатора появлялись после каждого более или менее значимого инцидента в регионе: лесных пожаров, потопов, разливов горюче-смазочных материалов или коррупционных скандалов. Но Москва никогда не начинала говорить с Уссом на повышенных тонах. Назначение Котюкова стало неожиданным лишь отчасти. Он родом из Красноярска. Долгие годы работал в краевом правительстве, где и приобрёл необходимый для перехода на федеральный уровень опыт. Его имя и ранее звучало в списке потенциальных кандидатов на пост губернатора. Правда, не на первых местах.
– Думаю, главный фактор, повлиявший в итоге на принятие решения, поколенческий. Всё-таки всех тяжеловесов региональной политики ([Аман] Тулеев, [Евгений] Савченко) уже давно заменили на молодых технократов. Усс оставался последним из могикан, но 68 лет для губернатора – это сегодня практически приговор. Все остальные негативные факторы, которые сейчас упоминают, говоря про уход Усса, второстепенны. При желании практически любому главе субъекта РФ их можно предъявить в разных комбинациях, но их за это не увольняют. Усс ушёл хорошо, и об этом говорит даже тот факт, что Путин, напутствуя Котюкова на губернаторство, довольно позитивно высказался о его предшественнике. Как правило, в таких сюжетах президент о них даже не вспоминал, – комментирует политолог Александр Чернявский.
Проклятие подземки
Прощаясь с краевой администрацией, Александр Усс дал своему сменщику ряд напутствий. Одно из них касалось завершения строительства городского метрополитена.
«Обязательно надо реализовать проект. Это давнишняя мечта красноярцев, и её поддерживает президент. Проект идёт сложно. Но теперь есть надёжные подрядчики, мы сумели получить инфраструктурный кредит, одобрена концессия по реконструкции трамваев», – заявил Усс.
Котюков начал выполнять пожелание уходящего руководителя практически на следующий день. Сначала принял отставку главы краевого правительства Юрия Лапшина, затем уволил министра транспорта Константина Димитрова. Как писал ранее «Октагон.Сибирь», имена этих чиновников непосредственно связаны с метро.
ФСБ проверяет, насколько глубока кроличья нора в Красноярске
Скандал со строительством метрополитена в Красноярске продолжается. Разбирательства дошли до первых лиц региона – силовики задержали главу краевого министерства транспорта Константина Димитрова. Ситуация, уже ставшая классической: никаких официальных комментариев на этот счёт нет, официально министр в отпуске. Вопросов по уголовному делу у общественности становится всё больше.
Перейти к материалуДимитров уже почти год находится в СИЗО по уголовному делу, возбуждённому по факту хищения почти миллиарда рублей, выделенного на проектирование инфраструктурного объекта.
Сначала, напомним, обвинение предъявили владельцу АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий», бывшему федеральному чиновнику Олегу Митволю. Его фирма должна была актуализировать проектно-сметную документацию, созданную ещё в советские времена. Следствие предполагает, что ПСД слегка переработали косметически, а сэкономленные деньги похитили. После распутывания цепочки событий в деле появилась фамилия Димитрова. Однако на этом разоблачения остановились. Хотя в кулуарах ходят слухи, что оперативники из ФСБ имели вопросы и к Юрию Лапшину, сам он объяснил свою отставку логикой принадлежности к команде Усса.
Слишком много замов
Сейчас все члены краевого правительства, как того требует закон, имеют статус исполняющих обязанности. Едва ли кабмин сохранит текущий состав. Александра Усса критиковали за расширение штата за счёт введения должности заместителя губернатора. Их у него пять. Именно эта позиция требует оптимизации в первую очередь. Самую большую интригу представляет будущее первого заместителя и главы администрации губернатора Сергея Пономаренко. Общепризнанный красноярский серый кардинал пережил на своей должности уже четырёх губернаторов. На нём держатся вся внутренняя политическая жизнь региона и межпартийные отношения.
Сергей Пономаренко занимает должность первого заместителя губернатора Красноярского края с октября 2012 года.Фото: страница Сергея Пономаренко в соцсети «ВКонтакте»
Заместитель губернатора Василий Нелюбин курирует вопросы взаимодействия со СМИ и пиар-направление краевой администрации в целом. Впрочем, он вполне мог бы заниматься тем же самым на менее представительной должности вроде начальника управления информационной политики (кем Нелюбин в своё время и был).
Наконец, замгубернатора Сергей Ерёмин, в недавнем прошлом занимавший кресло главы города Красноярска. В его случае вообще ни у кого нет сомнений, что должность заместителя под Ерёмина придумали в качестве утешительного приза за отставку с поста мэра. Даже круг обязанностей Сергея Ерёмина остаётся неопределённым: то ли благоустройство в муниципалитетах, то ли координация вопросов строительства всё того же злосчастного метрополитена.
По основному составу правительства информация самая разная.
Источники «Октагон.Сибирь» уверены, что многие министры не станут ждать решения врио губернатора, а в ближайшее время уволятся сами.
В частности, так может поступить исполняющий обязанности министра культуры Аркадий Зинов.
– Политика в нашей стране устроена таким образом, что личные качества высшего должностного лица субъекта федерации минимально влияют и на политику в регионе. Конечно, с уходом Александра Викторовича Усса край ждут перемены. Не скажу «потрясения», нет. Но изменения динамики процессов, векторов движения – определённо, – прогнозирует депутат Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш.
Эффект вытеснения
Что касается Александра Усса, то ему предрекают продолжение политической карьеры в качестве представителя Красноярского края в Совете Федерации. Самый вероятный сценарий: кто-то из депутатов регионального заксобрания уходит в отставку, осенью на довыборах его место занимает Усс, после чего его делегируют в Совфед. Правда, это место сейчас занято Валерием Семёновым, но в таких случаях вопрос рокировки от самих её участников зависит в последнюю очередь.
В этой связи, кстати, вырисовывается ситуация, пикантность которой непосвящённым непонятна. Семёнов в 2000-х годах был вице-спикером краевого законодательного собрания. Там он представлял условную северную партию как заместитель генерального директора Заполярного филиала «Норильского никеля». И в определённый момент выступал в качестве возможной альтернативы спикеру заксобрания, которым до 2017 года был Александр Усс. Попытки сместить Усса предпринимались с подачи «Норникеля» в 2007 году после того, как было завершено объединение Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами. На место председателя планировалась как раз кандидатура Валерия Семёнова. Но одолеть Усса, чей стаж руководства законодательной властью региона на тот момент составлял 10 лет, в итоге не удалось.