Холдинг En+ Group подтвердил свои намерения построить три новые гидроэлектростанции в Иркутской области и Красноярском крае. Объекты задуманы под множество целей: расширение производства алюминия и золота, развитие водородной отрасли и модернизацию БАМа. Однако текущая экономическая обстановка заставляет энергетиков переписать финансовую составляющую этих инвестиционных проектов. Образовавшейся паузе рады экологи – у них появилось время, чтобы внимательно изучить информацию о ГЭС и внести свои замечания.
Инвестор берёт тайм-аут
Возведение двух будущих гидроэлектростанций – Нижнебогучанской и Мотыгинской – запланировано на Ангаре в Красноярском крае. Ещё одной – Тельмамской – на реке Мамакан в Прибайкалье. Точные сроки строительства и сдачи объектов не назывались. Ориентировочно работы будут завершены в ближайшем десятилетии. По состоянию на конец прошлого года дороже всего оценивалась Тельмамская ГЭС – 100 млрд рублей. Мотыгинская ГЭС стоила 97 млрд, а Нижнебогучанская – 89 млрд рублей.
Самый «дешёвый» проект Нижнебогучанской ГЭС был ближе всех к непосредственной реализации. На конец января назначали общественные слушания, однако заказчик их отменил.
Источники «Октагон.Сибирь» сообщают, что инвестор решил доработать документацию в части оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Возможно, это было связано с уже наметившимся общественным резонансом в отношении проекта.
Затем последовали события на Украине и глобальный экономический коллапс. В начале марта представители En+ Group ожидаемо заявили, что теперь нужна и переоценка стоимости строительства. Но делать её можно будет только после того, как ситуация хотя бы минимально стабилизируется.
«Конечно, будем пересчитывать, как только мы поймём, какие цены на рынке. Все поставщики, с которыми подписаны контракты, подтверждают исполнение обязательств. С теми, с кем не было подписано, коммерческие предложения идут на пересмотр», – заявил глава энергетического бизнеса группы Михаил Хардиков на площадке Красноярского экономического форума.
Новые источники энергии
Проект каскада ГЭС на среднем течении Ангары на севере Красноярского края впервые начали обсуждать ещё в 90-е годы. В официальных материалах Росприроднадзора поясняется, что Нижнебогучанскую ГЭС будут строить в 20 километрах выше села Богучаны. Гидроэлектростанция, помимо прочего, станет контррегулятором для Богучанской ГЭС, сданной в 2012 году. Так же, например, как Майнская ГЭС в Хакасии служит Саяно-Шушенской. Но Нижнебогучанская имеет гораздо большие перспективы.
Нижнебогучанская ГЭС станет контррегулятором для Богучанской ГЭС.Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
«Строительство такого объекта занимает длительное время. Её будущий ввод планируется под расширение Богучанского и Тайшетского алюминиевого заводов, которым нужна будет чистая энергия под растущие объёмы производства зелёного алюминия. Также она нужна для развития кластера “Енисейская Сибирь”, потенциального развития водородных проектов, легальных майнинговых центров и ЦОДов. Наконец, новых источников энергии, конечно, потребует развитие Сибири. И под эту задачу президентом РФ создана специальная комиссия, которой руководит Сергей Шойгу», – отмечают в пресс-службе En+ Group.
ОВОС не выйдет на авось
Современное законодательство выдвигает серьёзные экологические требования к крупным промышленным проектам. Бизнес давно осознал, что обсуждать свои планы с общественностью в его же интересах. Многие помнят, какое фиаско 10 лет назад постигло строительство ферросплавного завода под Красноярском. Инвестор не презентовал своей проект общественности как следует и столкнулся с его полным неприятием. Стройку свернули, а компания, уже вложившая в неё миллиардные суммы, обанкротилась.
Споры вызывало и строительство Богучанской ГЭС. Это был совместный проект «РусГидро» и «Русала», но станция была ещё советским долгостроем. Плотину через Ангару уже давно построили. Дискуссии осталось вести только вокруг того, как максимально смягчить последствия появления искусственного водохранилища. В зону затопления попали населённые пункты с общим числом жителей около 5 тысяч человек, под воду ушли уникальные археологические памятники.
Работы по строительству Богучанской гидроэлектростанции на реке Ангаре.Фото: Виталий Безруких/ТАСС
Ихтиологи указывают на то, что угроза полного исчезновения нависла над ангарской популяцией осетра и стерляди. А гидрологи Сибирского федерального университета добавляют, что ни на одном водохранилище сибирских ГЭС лесосводка и лесоочистка не были выполнены по нормативам. Плановый объём затопления древесины во всех ложах не должен был превысить 11 млн кубометров, в реальности же древесины затопили в три раза больше.
Разработчиком материалов ОВОС по Нижнебогучанской ГЭС является иркутское АО «СибВАМИ». Это правопреемник Иркутского филиала Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности. Институт входит в состав технической дирекции ОК «Русал» и является генеральным проектировщиком Иркутского, Братского и Новокузнецкого алюминиевых заводов.
Экологический марш-бросок
Сейчас красноярские экологи уже направили в адрес «СибВАМИ» свои предложения по поводу Нижнебогучанской ГЭС. В первую очередь они касаются, разумеется, недостаточного освещения социально-экологических аспектов строительства пятой по счёту станции на Ангаре. Защитникам природы не хватает данных об оценке экологического ущерба экосистемам и водным биоресурсам. Также они считают необходимым провести обследования территории затопления на предмет возможного наличия скотомогильников и захоронений сибирской язвы.
Вызывает беспокойство и транспортное сообщение в окрестностях будущей ГЭС. Зимой местное население полагается на ледовые переправы. Осенью 2020 года Богучанская ГЭС меняла режим сброса воды, из-за чего ледостав на Ангаре не смог установиться вовремя. Зимники удалось наморозить только в январе, а до этого времени и без того труднодоступный Мотыгинский район фактически пребывал в автомобильной блокаде. Также есть вопросы по перспективам судоходства, словом, общественности и энергетикам будет что обсудить.
Как заявил «Октагон.Сибирь» член общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов РФ Александр Колотов, проекты строительства ГЭС должны рассматриваться комплексно.
По его словам, предыдущую гидроэлектростанцию Ангарского каскада – Богучанскую ГЭС – достроили вообще без проведения экологической оценки и прохождения государственной экологической экспертизы.
– Нужен полномасштабный анализ совокупного воздействия на окружающую среду всего каскада плотин на Ангаре. Особенно важно рассмотреть вопрос об изменении температурного режима воды в нижнем бьефе ГЭС в разные сезоны. Это существенно влияет как на местные социально-экологические условия, так и на воздействие стока реки Енисей в Северный Ледовитый океан, – отметил Александр Колотов.