Красноярский ЭВРЗ спасёт национализация

Красноярский ЭВРЗ спасёт национализация

Экономика 23 августа 2022 Алексей Бондарев

Красноярский электровагоноремонтный завод – одно из последних предприятий своего профиля в России. Тем не менее завод остался без заказов. Руководство ЭВРЗ сокращает зарплаты и численность коллектива. Власти не влияют на ситуацию, несмотря на данные ранее обещания. Эксперты считают, что основная причина затяжного кризиса завода – сам факт его нахождения в частных руках. Это стратегическое предприятие, приватизация которого была ошибкой. Фактический владелец ЭВРЗ – предприниматель Гайк Магакелян – уже давно находится под следствием, от которого скрывается на родине.

Вагон «Желание»

Как сообщил депутат Законодательного собрания Красноярского края Алексей Бойков, к нему обратились работники Красноярского ЭВРЗ. Значительная часть коллектива находится в простое, есть вопросы по выплате зарплаты. Люди боятся, что завод обанкротят, тем более что такие попытки уже предпринимались ранее.

«ЭВРЗ – один из старейших и последних машиностроительных заводов края. Сейчас мощное предприятие, недавно прошедшее сертификацию, испытывает определённые трудности. Власти нужно принять любые возможные меры для сохранения и поддержки производства, защиты прав рабочих завода», – заявил депутат.

Сотрудники ЭВРЗ также записали ряд обращений в соцсетях. В течение нескольких лет коллектив численностью около 1700 человек сократился более чем в два раза. За последние месяцы уволены примерно 130 человек, осенью могут сократить ещё около 200. Работники не получают премии уже полтора года. Без них у отдельных категорий специалистов зарплата упала до 17–20 тыс. рублей.

Нелюбимый ребёнок

Завод был основан в 1898 году. До 2012 года он находился в составе ОАО «Российские железные дороги», затем его продали новосибирской группе компаний «Афина Паллада». Для чего это было сделано, так и осталось загадкой. В России существует всего два таких предприятия, но второе – Московский локомотиворемонтный завод – может ремонтировать только электропоезда постоянного тока, и его мощности распространяются только на московский узел. Красноярский ЭВРЗ способен охватить практически всю Россию, поскольку имеет дело с поездами и постоянного, и переменного тока.

Тем не менее предприятие вывели за контур РЖД. С тех пор оно постоянно балансирует на грани закрытия. Главная проблема завода заключается в отсутствии гарантированных заказов. Раньше их давали РЖД, теперь приходится полагаться на случай. Например, в 2019 году ЭВРЗ буквально спас удачно подвернувшийся контракт на ремонт подвижного состава от Екатеринбургского метрополитена.

В начале XX века в железнодорожных мастерских вагоноремонтного завода трудилось 1200 человек.В начале XX века в железнодорожных мастерских вагоноремонтного завода трудилось 1200 человек.Фото: Государственный архив Красноярского края

В настоящее время Красноярск готовится к строительству собственного метро. В этой связи у ЭВРЗ были определённые надежды. Также некоторые перспективы в теории давала будущая модернизация городской трамвайной сети. Однако сейчас завод оказался в стороне от этого процесса.

«Отсутствие контрактов с РЖД и другими заказчиками делает завод нерентабельным. Это подвижной состав, это вагоносборочный цех, который является основным для нас. Со слов директора завода, если ситуация не изменится, если не будет ни одного подписанного контакта, то руководство будет вынуждено закрыть этот цех», – говорит председатель профкома Красноярского ЭВРЗ Вадим Торопов.

Следы ведут на Арарат

Владельцем группы компаний «Афина Паллада» является Гайк Магакелян – предприниматель с неоднозначной репутацией. Известно, что он уже несколько лет скрывается в Армении от российского следствия. Некоторое время назад «Афина» получила от «РЖДстроя» контракт на реконструкцию участка Междуреченск – Тайшет стоимостью 10 млрд рублей. Однако группа его провалила, и, возможно, это одна из причин, по которой теперь РЖД не желают иметь дел с Красноярским ЭВРЗ.

Гайк Магакелян находится в розыске.Гайк Магакелян находится в розыске.Кадр из видео: Afina Pallada/YouTube

Магакелян отбыл в Армению, где пытается строить политическую карьеру. В сети есть запись его прошлогоднего интервью, в котором предприниматель приводит свою версию событий. В частности, он заявил, что неизвестные люди вывели с его счетов средства, потому он и не смог выполнить взятые на себя обязательства. Также бизнесмен уточнил, что все его российские активы функционируют нормально. Однако как минимум в отношении красноярского завода это неправда.

– В связи с планируемым сокращением работников завода проведено совещание с участием должностных лиц. Инициировано рассмотрение в министерстве экономики и регионального развития Красноярского края вопроса о мерах государственной поддержки завода, изучены проблемы размещения на предприятии заказов на ремонт вагонов, а также принят ряд иных организационных решений. В связи с планируемым сокращением штата организованы надзорные мероприятия, направленные на соблюдение прав работников, – отмечают в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Призрак застройщика

Эксперты не исключают того, что ЭВРЗ ведут к краху намеренно. Предприятие расположено практически в центре города. Десятки гектаров земли здесь – мечта любой строительной компании. И пока ещё ни одному промышленному предприятию Красноярска, ослабленному реалиями современного рынка, не удалось противостоять этой тенденции. Начинается застройка земли после сноса комбайнового завода, нефтебазы. Жилые микрорайоны уже стоят на бывших площадях «СибСтали», судостроительного завода, мясокомбината.

Единственный способ спасти предприятие – деприватизация.

«Такие бывшие промплощадки для застройщика всегда интересны. Они дают возможность реализовать комплексные проекты с возведением целых районов и привлечением крупных инвесторов», – считает заместитель директора красноярского агентства недвижимости Максим Омельянчук.

– Все специалисты отрасли говорят, что завод нужно сохранить. Заказы есть, когда собственник борется за них, ищет все возможности. А у нас за последние годы абсолютно все предприятия, перешедшие в частные руки, закрылись. И на их месте началась застройка. Какие выводы можно сделать из этого факта? Власти должны заняться возвращением ЭВРЗ в контур Российских железных дорог, нужны соответствующие волевые решения, – убеждён председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов.