Развитая промышленность пополняет казну

Развитая промышленность пополняет казну

Экономика 05 октября 2022 Алексей Бондарев

Красноярский край уже несколько лет подряд живёт с фактическим профицитом бюджета. 2021 год регион закончил с доходами на четверть больше запланированной суммы. В этом году, судя по всему, ситуация повторится. Рецепт успеха прост – развитая промышленность. В первую очередь металлургия, которая обеспечивает половину поступлений. Никель, золото, алюминий идут на экспорт, при нынешнем курсе валют оборачиваясь для сибирского региона огромной прибылью. Красноярский край ставит перед собой самые амбициозные задачи на ближайшую трёхлетку, стремясь использовать ситуацию по максимуму.

На прошлой неделе правительство Красноярского края сообщило об утверждении программы отраслевого развития на 2023–2025 годы. Из 23 направлений особый интерес вызывают восемь приоритетных, которые «вывозят» всю региональную экономику.

«На их основе формируется наш бюджет. И по утверждаемому уже сейчас видно, что мы уверенно движемся к исполнению задачи, поставленной губернатором, по достижению красноярского триллиона в предстоящую трёхлетку. По крайней мере в части расходов – точно», – пояснил глава правительства Юрий Лапшин.

Уточним: год назад при изначально запланированной сумме 300 млрд рублей регион в итоге получил около 400 млрд. То есть дополнительно поступило около 100 млрд. Такая тенденция сохраняется и в этом году.

В ходе осенней корректировки бюджет края уже увеличен по доходам на 37 млрд рублей.

– В условиях нынешнего года нашему региону жаловаться особо не на что, особенно на фоне некоторых других субъектов. Цветная металлургия и «нефтянка» сравнительно проще проходят санкционный шторм. Без нашей продукции санкционерам обойтись непросто. Поэтому, несмотря на некоторые отдельные заявления их политиков о готовности «выстрелить» и по этим отраслям, пока это наш островок благополучия, – заявил «Октагон.Сибирь» кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета Антон Пыжев.

Ключевые отрасли для края – это металлургия, энергетика, машиностроение, добыча и переработка углеводородного сырья, сельское хозяйство, транспорт, строительство и лесной комплекс. Главные ожидания, как и прежде, связаны с металлургией. В региональной отраслевой программе «Развитие металлургического производства» обозначена цель – объём отгруженной продукции к 2025 году должен превысить отметку 1,5 трлн рублей.

Объём инвестиций в отрасль за три года составит 517,8 млрд рублей.

Крупнейшими инвестпроектами станут расширение мощностей Надеждинского металлургического завода и Талнахской обогатительной фабрики, реализация «Серной программы» «Норникеля», а также проект «Южный кластер» компании «Медвежий ручей», строительство компанией «Полюс» золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ-5) и проект экологической модернизации КрАЗа.

– С учётом структуры налоговых отчислений основные региональные налоги приходятся на цветных металлургов. «Норникель», «Полюс» и «Русал» вместе дали почти 56 процентов налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета, – уточняет Антон Пыжев.

В рамках отраслевой программы «Развитие добычи и переработки топливно-энергетических полезных ископаемых» к 2025 году планируется увеличить объём добываемого угля до 43 млн тонн. Рост по отношению к текущим показателям составит 10 млн тонн. Добыча нефти достигнет 24 млн тонн, природного газа – 20,5 млрд кубометров. Общие вложения в топливно-энергетический комплекс превысят 800 млрд рублей. Крупнейшие инвестпроекты – строительство ООО «Северная звезда» Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов, проект «Восток Ойл» и освоение эвенкийских месторождений НК «Роснефть», а также возведение комплекса по производству нефтяного кокса и комплекса гидрокрекинга на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе.

Разумеется, повышение цен на сырьё помогает не только Красноярскому краю. По итогам прошлого года увеличилась рентабельность экономики Республики Тыва. В плане реализованной продукции и оказанных услуг по региону она составила 32,4 процента. В 2020 году этот показатель достигал 20,1 процента. По данным Госстата, регион занимает самое лучшее положение в сфере добычи полезных ископаемых, где рентабельность достигает 84,3 процента. В целом в 2021 году о положительных финансовых результатах доложило подавляющее большинство организаций Тувы. Они получили прибыль в размере 12,6 млрд рублей. О значительном увеличении доходов за счёт алюминиевой и угольной отраслей заявила также Республика Хакасия. «Доходы бюджета выросли за год почти в два раза – с 18 до 30 миллиардов рублей», – отметил в апреле глава региона Валентин Коновалов.

Ещё один интересный и парадоксальный момент: Красноярский край стал единственным субъектом СФО, который в прошлом году показал отрицательный индекс промышленного производства – 97,8 процента. Статистику ему подпортило снижение экспорта нефти.

Но при этом регион продемонстрировал общий рост экспорта на 82,3 процента (более 7,3 млрд долларов).

Больше на внешней торговле в Сибири зарабатывает только Кузбасс, у которого 10,4 млрд долларов. Однако бюджет области всё равно в два с лишним раза меньше, чем бюджет Красноярского края.

Разумеется, не всё так безоблачно. Источники «Октагон.Сибирь» сообщают, что «Русал» притормозил выход Тайшетского алюминиевого завода на полную мощность. Запуск части ванн отложен до лучших времён. В Красноярском крае в «спокойных» 2000-х велась активная дискуссия: можно ли полагаться на «сырьевую иглу», не сыграет ли она когда-нибудь злую шутку с бюджетом региона и всей России? Но тогда все сценарии исходили из того, что внешнеполитическая ситуация на планете не превратится в минное поле буквально на глазах. Сейчас же «сырьевая игла» стала как раз нашим оружием. И руководство Красноярского края заняло самую выгодную при таком раскладе позицию: использовать обстоятельства по максимуму.

«Разумный человек понимает, что выигрыш в лотерею случается однажды в жизни, и стремится использовать эти деньги с умом. Поэтому главный приоритет этого года – социально-экономическая стабильность. Здесь наши риски минимальны. У нас практически очень мало предприятий, которые прямо или косвенно пострадали от ухода иностранных брендов».

Антон Пыжев | кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета Антон Пыжев
кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета

– Доходная часть бюджета должна сложиться на комфортных уровнях. Дальнейшее укрепление рубля, конечно, создаёт давление на доходы экспортёров, но всё же даже с начала года оно пока укладывается в 25–30, а не в сотни процентов. По мере неизбежного восстановления импорта (пусть и через альтернативные валюты, например юань) укрепление рубля будет замедляться.

Ключевой вызов сейчас не бюджетная обеспеченность, а создание условий для возобновления и ускорения экономического роста в сложившихся обстоятельствах. И если у нас будут дополнительные источники доходов, то будет важно направить их на государственную поддержку наиболее пострадавших отраслей. Но не в логике «латания дыр», а прежде всего с целью разворачивания проектов реального, а не бумажного импортозамещения и качественного изменения структуры экономики, – рассуждает Антон Пыжев.