Как заявила прокуратура, по итогам прошлого года предпринимателям в СФО только после её вмешательства перечислили 3,6 млрд рублей. Это средства, недополученные бизнесом за выполнение подрядов от государства. Чиновники тянут с оплатой по самым разным причинам, в том числе занимаясь банальным вымогательством. Этому явлению уже много лет, и оно носит системный характер.
С больницей лучше не связываться
По данным прокуратуры, не платят все: органы власти, местного самоуправления и подведомственные им организации. Например, красноярский ГУФСИН в прошлом году погасил долг перед одной из компаний в размере 88 млн рублей только после прокурорского представления. В Иркутской области другой фирме своевременно не заплатили 64 млн рублей за строительство защитной дамбы в селе Покровка. В Алтайском крае городская больница Рубцовска задолжала сразу 83 компаниям более 40 млн рублей. В Кемерове Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи им. М. А. Подгорбунского имела долг свыше 60 млн рублей перед более чем 20 субъектами предпринимательской деятельности.
В Новосибирской области министр здравоохранения получил от прокуратуры представление за то, что больницы в ряде районов имели неоплаченные контракты на 24 млн рублей.
– С 2015 года Генеральная прокуратура совместно с уполномоченным выполняют поручение президента Российской Федерации об обеспечении полной выплаты предпринимателям задолженности по госконтрактам. Всего с этого времени возвращено 225 миллиардов рублей. Основные причины явления – желание сэкономить бюджетные средства, перенести расходы на другие периоды. Часто и приёмка работ затягивается. Особенно явная проблема в медицинском секторе, когда не вовремя выплачиваются средства за поставки в адрес учреждений, – заявил «Октагон.Сибирь» советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Подряд с препятствиями
При этом просто получить госконтракт – задача достаточно трудная уже сама по себе. Этот момент повергает многих в уныние. Он объясняет тот факт, что иные госзакупки приходится проводить по нескольку раз по причине отсутствия заявившихся на торги.
Необходимо собрать большой объём документов. Участникам, которые заявляются на тендер впервые, бывает очень сложно разобраться во всех тонкостях. Но на этом трудности не заканчиваются, – отметил руководитель одной из красноярских IT-компаний Артём Стыценко.
«Одна из главных проблем – отсутствие авансирования. В большинстве случаев оплата происходит в конце закупочной процедуры, при этом на приёмку отводят достаточно большие сроки. По итогу получается кассовый разрыв».
Артём Стыценко
руководитель IT-компании
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин регулярно фиксирует обращения предпринимателей по поводу нарушения условий оплаты со стороны заказчиков.
– Основная задолженность приходится на муниципальные контракты. Это влечёт негативные социально-экономические последствия: возникновение долгов у предпринимателей по оплате труда и налоговым платежам, срыв обязательств перед контрагентами, неисполнение обязательств перед кредитными организациями. Предприниматели вынуждены обращаться в суд и нести судебные издержки. Для них искусственно создаются препятствия в осуществлении нормальной хозяйственной деятельности, – прокомментировал ситуацию прибайкальский бизнес-омбудсмен.
Взять измором
На днях прошли обыски в ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». По данным следствия, учреждение заключило с рядом подрядных организаций контракты на проведение работ по ремонту и реконструкции автомобильных трасс Хужир – Харанцы, Баяндай – Еланцы – Хужир. За несколько лет из запланированных 40 километров дорог компании отремонтировали всего 600 метров. Проектно-сметная документация признана некондиционной. Тем не менее из бюджета подрядчикам уже выплачено почти 200 млн рублей.
На ремонт автомобильной дороги из посёлка Хужир выделены миллионы рублей.Фото: Владимир Байкальский/ТАСС
Люди, знакомые с ситуацией изнутри, не видят в ней ничего удивительного. На практике госконтракт может быть оплачен даже до его исполнения. Но лишь в том случае, если удастся найти подход к ответственному чиновнику. Либо он сам найдёт подход к предпринимателю.
– Деловым нужны деньги, чтобы двигать работу и экономику, чтобы с поставщиками отбиться, проценты банкам отдать, зарплату – работягам. А чиновник может легко придраться к запятой или просто уйти в отпуск на два месяца. А за это время любой бизнес разорится. При этом всё делается абсолютно по закону, а потому предприниматель готов на многое, чтобы ускорить оплату и закрыть вопрос. То есть дать на лапу, – сообщил в беседе с «Октагон.Сибирь» один из красноярских бизнесменов.
– Надо сказать, что прокуратура в данном направлении работает весьма эффективно. Как правило, все обращения уполномоченного при президенте и уполномоченных в субъектах Российской Федерации рассматриваются с успешным результатом. Объём проблемы в связи с этими действиями серьёзно снизился, но всё равно сама проблема остаётся актуальной, – констатировал Антон Свириденко.